Перспективный план развития |
на 2015-2019 г.г. |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение |
«Деременская основная общеобразовательнав школа» |
Программа развития
МБОУ «Деременская основная общеобразовательная школа»
Настоящая программа определяет основные направления и принципы функционирования и развития школы на период 2015-2019 гг. на основе национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА О ШКОЛЕ.
1.Качественная характеристика .
МБОУ «Деременская основная общеобразовательная школа» открыта в 1976г. учредителем является Администрация Мглинского района
Здание школы – типовое здание. В школе имеется 7 учебных кабинетов, спортзал (149 кв.м.), библиотека (10 кв.м.), столовая (30 посадочных мест), кабинет информатики. Техническое состояние школы – хорошее.
В 2015-2016 учебном году в школе обучается 10 учащихся в одну смену. Скомплектовано 3 класса.
Школа работает в режиме пятидневки.
Продолжительность уроков – 45 минут, для учащихся 1 класса – 35 минут первое полугодие, 45 минут второе полугодие
Вторая половина дня – индивидуальные консультации, работа кружков, секций, факультативов, общешкольные творческие дела и дела класса.
2.Характеристика педагогического коллектива.
Всего педагогов в школе –7
а) по уровню образования:
Категория специалистов | Высшееобразование | Среднееспециальное |
Учителя начальных классов | 1 | |
Учителя 2 ступениобучения. | 5 | 1 |
б) по стажу работы:
4-10 лет — 0 чел.
11-20лет- 0 чел.
21- и больше — 7 чел.
в) по квалификационным категориям:
— работники с высшей категорией – нет.
— с 1-ой квалификационной категорией — 2 чел.
— соответствие занимаемой должности — 5 чел,
Школа кадрами обеспечена.
3.Особенности управления школой.
Административное управление осуществляет директор школы и его заместители.
Основной функцией директора школы является координация усилий всех участников образовательного процесса через педагогический совет и методический совет.
Заместители директора реализуют, прежде всего оперативное управление образовательным процессом и осуществляют мотивационную, информационно – аналитическую, планово – прогностическую, организационно – исполнительную, контрольно – регулировочную и оценочно — результативную функции.
4. Социальная среда школы .
Деревня Деремна насчитывает около 328 жителей. В связи с трудностью найти работу по месту жительства, большее число жителей трудоспособного возраста выехало на работу в другие места, при этом оставив своих несовершеннолетних детей с бабушками или в других семьях. В результате кризисного социально-экономического положения увеличилось число малообеспеченных семей. Дети из этих семей слабо учатся, в их силах только закончить основную школу, но они выражают желание учиться в средней школе и получить среднее (полное) общее образование.. Школа видит решение проблемы во внешней дифференциации учащихся и повышение уровня обученности путем введения факультативных занятий по различным предметам по выбору учащихся.
В настоящее время школа еще имеет влияние на социум села, оставаясь постоянно действующим центром образования, воспитания и обеспечения досуга детей, а также педагогического просвещения. Благодаря этим свойствам школьной организации, большую часть детей удается сориентировать на общественно полезную деятельность.
5. Субъекты и источники социального заказа школы.
Деятельность школы осуществляется с учетом ориентации на конкретный социально – профессиональный состав родителей учащихся школы.
Большинство родителей ограничивают свое сотрудничество со школой контролем за выполнением домашних заданий детей, имеют недостаточное представление о состоянии школьных дел. В социальном заказе ставят на первый план обеспечение подготовки для поступления в вузы и средние специальные учебные заведения, подготовку к жизни в условиях рынка, развитие способностей, научить общению, сориентировать общечеловеческие ценности.
6. Документы, лежащие в основе разработки образовательной программы школы.
Образовательная программа школы строится на основе:
-важнейших положений Конвенции о правах ребенка;
-Закона РФ « Об образовании»
-Устава школы и локальных актов школы;
-приказов , методических писем Министерства РФ. МУ Мглинский РОО и другие.
Программа не является догмой, она открыта для внесения коррекции по ходу реализации, предусматривает постоянный анализ выполнения разделов программы с учетом новых реальностей образовательного процесса.
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ.
1. Наше видение миссии школы.
Мы хотим построить школу равных возможностей (адаптивную). Адаптивная школа – это школа со смешанным контингентом учащихся, где учатся одаренные и обычные дети , а также дети, нуждающиеся в коррекционно – развивающем обучении. Исходя из этого , структура образовательного учреждения функционирует в рамках двух ступеней:
1 ступень – начальные классы,
2 ступень – основная школа,
Для достижения новых целей образования школа выбрала стратегическую идею – реализацию личностно – ориентированного образования.
Личностно – ориентированное образование – это такое образование, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самостоятельность, объективность процесса обучения. При этом воспитание личности есть сверхзадача, по отношению к которой обучение знаниям, умениям и навыкам, необходимое для образования, выступает как средство образования. Чтобы правильно организовать личностно- ориентированное образование надо установить те условия и факторы, которые определяют процесс формирования личности. Этими условиями и факторами являются:
— природные задатки человека , определяющие возможности развития его личностных способностей и черт характера. Главное – воспитание должно быть направлено на развитие у каждого ребенка силы воли для преодоления соблазнов и слабостей, таящихся в природе человека и в окружающей среде;
— особенности семьи и ее отношение к ребенку. Сейчас семейное воспитание переживает тяжелейший кризис: распространение преступности, пьянства, курения, наркомании приводит к тому, что значительное число детей не получают разумного семейного воспитания. Поэтому школа должна возмещать издержки семейного воспитания. Это одна из важнейших задач школы в современных условиях;
-социальная среда, в которой живет и развивается человек. Это и среда непосредственного окружения человека ( микросоциум) и более широкая, которая оказывает на него воздействие опосредованно через создание общественного мнения;
— воспитательное учреждение, в котором получает образование человек. От того , какое это учреждение, какие цели оно реализует, какова социальная среда, создаваемая в нем, каково его влияние на обучаемых, решающим образом зависят особенности и характер формируемой личности учащегося.
Решение этой проблемы и определяет концепцию таково образования- мы выбираем для себя адаптивную модель школы, которая реализует личностно-ориентированную концепцию образования.
Личностно-ориентированное образование в школе направлено на воспитание каждого ученика внутренне свободной личностью, ищущей свое место в обществе в соответствии со своими задатками, формирующимися ценностными ориентациями, интересами и склонностями с тем, чтобы жить полной, осмысленной и творческой жизнью.
2. Основополагающие идеи организации жизнедеятельности школы.
Учащиеся в школе, осуществляющей личностно-ориентированное образование, должны не просто учиться и воспитываться, а жить полной, эмоционально насыщенной жизнью, в которой они могут удовлетворить свои природные, социальные и духовные потребности и подготовить себя к взрослой самостоятельной жизни в качестве нравственного, законопослушного члена общества, нашедшего свое место в жизни, приносящее своей деятельностью счастье себе и добро и пользу всему обществу. Исходя из этого, школа ставит перед собой следующие цели:
— отработка модели новой перспективной адаптивной школы как наиболее отвечающей меняющимся социальным и педагогическим условиям;
— обеспечение равных условий для реализации конституционного права граждан на образование;
— создание условий для непрерывного образования в соответствии с интересами личности;
— повышение роли образования и воспитания личности;
— обеспечение социальной защищенности участников образовательного процесса.
ЗАДАЧИ:
— переход к профильному образованию;
— определение педагогической основы и создание соответствующей базы для последующего формирования детской самодеятельной организации, объединяющей разнообразные зоны развивающей деятельности (кружки, секции, системы самоуправления ) — активизация деятельности психологической службы в определении развития школы;
— совершенствование работы, направленной на демократизацию процесса обучения и взаимодействие субъектов образовательного процесса « ученик – родитель- учитель» ;
— совершенствование воспитания здорового образа жизни и формирование у учащихся целостного отношения к своему здоровью;
— более глубокое овладение техникой составления учебного плана школы, более оптимальное использование возможностей.
В основу учебно-образовательного процесса коллектив закладывает следующие принципы:
— гуманизации образования, предполагающей индивидуализацию и дифференциацию учебного процесса;
— демократизации управления школой и взаимоотношений учительского и ученического коллективов;
— преемственности в обучении, когда изучаемые понятия получат в дальнейшем свое развитие и обогащение.
Перспективы и ожидаемые результаты
школы личностно-ориентированного обучения.
Сложившаяся система работы школы позволяет обеспечение дифференциации и гуманизации образовательного процесса при создании системы психолого-педагогического мониторинга, — перейти к реконструкции учебно-воспитательного процесса и реорганизации системы управления.
1 СТУПЕНЬ – начальная школа: традиционные программы
2 СТУПЕНЬ – основная школа ( 5-9классы): расширение круга образовательных услуг за счет вариативной части и факультативов, групповых занятий с одаренными детьми
Этапы освоения и внедрения новой концепции развития школы.
1 ЭТАП (2015-2016 гг.) составление программы школы: образовательных и воспитательных проектов, апробация и внедрение.
2 ЭТАП (2016-2017гг.) – практический – корректирование проектов, организация адаптивного учебно-воспитательного процесса
3 ЭТАП ( 2017-2019гг.) – результативный – самоконтроль и экспертная оценка результатов обучения, воспитания и развития.
3. Модельное представление школы.
В основу организации образовательного и инновационного процесса нашей школе положен системно-деятельный подход, который:
— способствует раскрытию в каждом школьнике творческого потенциала и развитию его потребностей и способностей в преобразовании окружающей действительности и самого себя;
— пробуждает деятельностное начало, пронизывающее все ступени образования и все формы работы с детьми, которое позволяет строить образовательный процесс в форме диалога и творчески как для учителя, так и для ученика.
Образовательный процесс, ориентированный на подготовку личности к жизни в современном мире, характеризующемся нестабильностью, наличием проблем и проблемных ситуаций во всех потенциальных сферах деятельности выпускника школы, потребностью в усвоении быстро меняющихся знаний, должен обеспечить:
а) мобильность выпускника школы, способность к самостоятельному освоению знаний, возможность развития в себе требуемых умений;
б) овладение поисковым, проблемным, продуктивным типами деятельности.
Особенности и условия построения личностно ориентированной модели школы:
1.Создание индивидуального облика школы- выявление оригинальности, особенности школы осуществляется на принципах объединения всего коллектива и постепенного включения его в увлеченную работу.
2. Отношения учителей и учащихся строятся на основе взаимного уважения, принятия друг друга, соучастия, сопереживания, сотрудничества, сотворчества.
3. Позицию учителя в учебном процессе определяет отказ от авторитаризма, принуждения и принижения личности ученика, поиск педагогических технологий, методов и техники работы учителя природосообразной, личностно-ориентированной, здоровьесберегающей направленности.
4.Дифференциация и индивидуализация обучения достигается путем организации нетрадиционных уроков: проблемных, дискуссионных, рефлексивных, а также практикумов, экскурсий, коллективной работы на уроке (парной, микрогрупповой и т.д.).
Перспективная модель работы школы к 2015 году.
Содержание интеллектуально-познавательной деятельности:
— базисные учебные планы;
— спецкурсы в структуре учебного плана ( в перспективе)
— дополнительное образование.
Анализ сложившейся практики показывает, что педагогический коллектив не делит учащихся по классам на основе уровня интеллектуального развития. Мы используем дифференциацию обучения ради школьников, ради развития их склонностей и способностей, а не в ущерб их личностному развитию.
С одной стороны, содержание образование определяется государственными стандартами, с другой, включает многообразие форм, методов и средств организации учебно-воспитательного процесса. При всей дифференцированности подхода в обучении наличествует группа учащихся , испытывающих трудности в обучении, что требует дальнейшей разработки форм индивидуальной работы, развития медицинской и психологической службы.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.
1 модуль:
— создание прочной базы знаний, умений и навыков, необходимых для перехода в основную школу;
— содержание и образование должно содействовать развитию любознательности и заинтересованности, осознанию необходимости изучаемого материала, интеллектуальной удовлетворенности, получаемой от процесса обучения;
— учитель вводит учащихся в сферу учебного предмета, создает атмосферу эмоциональной включенности, интереса к предмету, закладывает основы системных знаний, отрабатывает технику исполнения видов деятельности при решении различных учебных задач ( т.е. научить учиться , обеспечить в будущем успешность его школьной карьеры до самого выпуска);
— развивая личность, учим осознавать себя членами коллектива, успешно решающего задачи обучения и воспитания.
2 модуль.
— учащиеся переходят к изучению основ наук, к установлению единой системы знаний, получаемых по разным дисциплинам;
— усваивая учебный материал, школьники учатся вскрывать связи и отношения, овладевать умением формулировать суждении я и умозаключения, проводить аналогии;- расширение содержания образования через введение новых предметов, активизацию познавательной деятельности с помощью факультативов, кружков, и т.д.
— умение работать с литературой, отбирать и систематизировать материал, делать сообщения, доклады на заданную тему, составлять план, тезисы, конспекты и т.т.;
— умение использовать знания и умения, полученные при изучении одного предмета, при изучении другого;
— сохраняется необходимость дифференцированной помощи учащимся .
3 модуль
— конкретизация познавательных интересов учащихся;
— групповая и индивидуальная исследовательская деятельность;
— урочная учебная деятельность осуществляется через технологии повышенного уровня: лекции, семинары, зачеты и т.д.
4 модуль.
— учитель – руководитель, выводящий ученика на более высокий уровень общения и абстрагирования, причинного объяснения явлений, умения аргументировать и доказывать свои положения, связывать изучаемые явления в систему,
— формирование научного стиля мышления, который, являясь устойчивым качеством личности, выступает как необходимое условие самообразования, формирование способности к самостоятельному добыванию знаний;
— интеллектуальная и общепсихологическая подготовка к дальнейшему продолжению образования.
5 модель.
— формирование мотивации большей части педагогического коллектива на начало и продолжение инновационной деятельности;
— качественный рост профессиональной активности педагогов: изучение и внедрение ППО, обобщение индивидуального педагогического опыта – создание основ банка ППО школы;
— повышение квалификации через самообразование, КПК, участие в профессиональном объединении учителей;
— внедрение в учебный процесс программ углубленного изучения предметов.
Перспективная модель развития школы ( к 2019 г.)
Базовые учебные предметы | |||
1.Система развивающегообучения и воспитания.
2.Нравственно-этические курсы. 3. Творческие мастерские. 4.Предметные кружки. 5.Система физкультурно- -оздоровительных мероп- риятий. |
1.Групповые занятия.2. Творческие группы.
3.Предметные кружки и факультативы. 4.Библиотечно-библиог- рафические уроки. 5.Спортивные секции и ОФП. |
1.Работа по индивидуальным планам. | 1.Самообразова-ние.
2.Школа моло- дого специа- листа. 3.Мастер-классы 4.Психологичес- кое сопровожде- ние УВП. 5.Проблемные группы. |
1.Организация работы на основе здоровьесберегающих технологий в рамках психолого-педагогичсекого сопровождения.2. организация социокультурного пространства ОУ.
|
МОНИТОРИНГ ШКОЛЬНОГО КОМПОНЕНТА.
ЦЕЛЬ: создание информационных условий для формирования целостного представления о состоянии системы школьного образования, о качественных и количественных изменениях в ней, в целях корректировки ее функционирования, прогностики, развития.
ИНСТРУМЕНТАРИЙ МОНИТОРИНГА: совокупность форм статистической отчетности, информационных стандартов, анкет т т.п.
ЗАДАЧИ.
1. Проведение всестороннего педагогического анализа качества организуемого педагогами образовательного процесса в школе.
2. Выявление « поля проблем» школы и организация совместно с учителями поиска необходимых путей их разрешения.
3. Создание « банка педагогических достижений» учителей школы и системы обсуждения условий и путей получения высоких педагогических результатов в педагогическом коллективе школы.
ЭТАПЫ.
1. Создание системы управления базами данных методик обследований, наблюдений и результатов, полученных по этим методикам.
2. Создание системы оценок и выдачи рекомендаций по коррекции образовательного процесса.
3. Создание банка психолого-педагогических технологий.
РЕЗУЛЬТАТЫ мониторинга предназначены для применения практических решений по коррекции процесса образования. Они должна стать основой при отборе содержания образования, форм, методов и средств УВП .
Методы сбора информации | Материал для |
сбора информа-
цииПериодичность измеренияСпособы обработки 1.КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ.1.Посещение уроков В течение годаписьменный анализ2.Наблюдение.Срезы конт.
работ.Тексты контрольных работ.
Один раз в полугодие
Сводная таблица. 3.Тестированиетесты 4.Административные
контрольные работы. Контрольные работы. 5.Итоговые контрольные
работы.
майДиаграммы Графики.6.Четвертные оценкиЧетвертные оценкиПо четвертям 2.РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОЦЕССА.1.Четвертные оценки По четвертямдиаграммы2.Административные
контрольные работыТексты контрольных
работОдин раз
в полугодиеПисьменный
анализ 3.КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧАЩИХСЯ ВЫПУСКНЫХ КЛАССОВ.1.Годовые оценки Письменный
анализ, диаг-раммы, таб-
лицы2.Выпускные экзаменыЭкзаменационные
оценки, материалы
для экзаменов
июнь 4.СФОРМИРОВАННОСТЬ ВЕДУЩИХ УЧЕБНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ.1.Техника чтения. Выделе-
ние главного в учебном
материале.
тексты
1 и 3 четверти
анализ2.Составление плановМетодика составле-
ния планов 3.Темп письмаНорма письма 5.ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ.1.Творческие конкурсы В течение годаанализ2.Районные и школьные олимпиадыРаботы учащихсяВ течении годаанализ3.Анкеты
анализ4.Психологическое
тестирование. 6.ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ И ПОВЕДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ.1.Посещение уроков В течение годаанализ2.Психологическое обслед. Один раз в год 3.Тестирование, анкетирование.
анкетыОдин раз в полугодие 4.Беседы с родителями. В течение года 5.Наблюдение. 7.ВОСПИТАННОСТЬ УЧАЩИХСЯ.1.Наблюдение.
Посещение семей. В течение годаАнализ,
диаграммы,
карты воспитаннос
— ти уч-ся.2.Социологические опросы. Один раз в
полугодие3.Анкетирование.анкеты 8. ОБУЧАЕМОСТЬ ОБУЧЕННОСТЬ УЧАЩИХСЯ 5-х КЛАССОВ.
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ.1.Срезы знаний.
Наблюдения.Тексты контрольных
работСентябрь
Январь
март
анализ 9.КОМФОРТНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ.1.Наблюдение.
анализ2.Психологические обследо-
ваниятестыОдин раз в год.3.Социологические опросы Один раз в год4.АнкетированиеанкетыОдин раз в
полугодие5.Посещение семьи. В течение года 6.Беседы с родителями. В течение года 10.СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ.1.Наблюдения.Режим дняВ течение годаКарты здоровья учащихся2.Медицинское обследованиеМедицинское заключениеОдин раз в год 11.КАДРЫ. ИХ СОХРАНЕНИЕ. ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ.1.Социологические исследованияанкеты 2.Наблюдение.Анализ,
результаты по изучению проблем обученности. анализ 12.ОТНОШЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ К ШКОЛЕ.ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
РОДИТЛЕЙ И ШКОЛЫ.1.Социологические опросы. Один раз в годанализ2.Анкетирование. 3.Наблюдение. 13.УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К САМООБРАЗОВАНИЮ.1.Контрольные работы.результатыВ течение года
анализ2.Практические конференции.Доклады,
сообщения. 3. Предметные олимпиады Один раз в год4.Анкетирование
УКРЕПЛЕНИЕ И СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ.
ЦЕЛИ:
Создание условий, направленных на укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни.
Формирование осознанного отношения к своему здоровью и физической культуре.
Достижение допустимого уровня здоровья и здорового образа жизни.
ЗАДАЧИ:
Улучшение медицинского обслуживания детей и работников школы.
Пропаганда здорового образа жизни.
Формирование стойкого убеждения в личной ответственности за состояние здоровья.
Обучение приемам поведения в разных жизненных ситуациях на основе принципов личной безопасности, экологической и общей культуры.
ПРОБЛЕМЫ:
— ухудшение социального положения семей;
— необеспеченность детей полноценным питанием;
— достаточно высокий процент неблагополучных семей, мало занимающихся проблема воспитания и развитий своих детей.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Основные |
направленияМероприятия, рассчитанные на
перспективу.Условия.1.Диагностика и
мониторинг
здоровья учащихся.- Ежегодные медосмотры, выявление отклонений, составление карточек здоровья учащихся, начиная с 1-го класса;
— анализ состояния здоровья, выявление тенденций.Взаимодействие с медицинским учреждением, ДЮСШ, учреждениями культуры;
2.Коррекция здоровья при осуществлении образовательного процесса и в летний период- охват горячим питанием всех учащихся- использование бюджетных средств3.Поддержка санитарно-гигиенического режима, профилактика травматизмаПостоянный контроль за выполнением санитарных норм и предписаний органов надзора, своевременный ремонт здания и оборудования, регулярная корректировка инструкций по ТБ, инструктирования; составление расписания уроков, предусматривающее чередование уроков с высоким баллом по шкале трудности с предметами, которые позволяют частичную релаксацию учащихся. 4.Усиление двигательного режимаПроведение физкультминутки, охват всех нуждающихся детей занятиями ОФП и корректирующей гимнастики, кружками и секциями 5.Психологическое сопровождение учебного процесса.Проведение психологом тренингов для учителей и психологическое сопровождение учащихся « группы риска», методические рекомендации с этими детьми.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности.
У учащихся должны быть выработаны формы поведения, помогающие избежать опасностей для жизни и здоровья.
Снижение заболеваемости среди учащихся и педагогов.
КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.
Воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности ( Х.И. Лийметс).
В настоящее время в области воспитания существует много проблем. Основные проблемы связаны с экономическим и политическим реформированием общетсва, Отмечаются резкая дифференциация доходов, массовое обнищание семей. Происходит дезорганизация жизни семей, разрушаются сложившиеся традиции семейного уклада: сказывается высокая занятость родителей или , напротив, их безработица. Эта ситуация порождает как внутренние конфликты и проблемы у детей, так и делают очевидными проблемы взаимодействия с внешним миром, с социумом, с другими людьми.
В то же время резко увеличилось количество детей, «выброшенных из общества», детей, хоть и благополучных внешне, но предоставленных самим себе.
Школа должна стремиться выпускать из своих стен человека, который соответствовал бы параметрам модели личности. Модель личности рассматривается не только как идеальная цель воспитания:
1.Основные принципы и функции воспитательного процесса.
Содержание воспитания и его организационные формы разрабатываются на основе принципов, позволяющих воспитать социально активную, образованную, нравственно и физически здоровую личность.
Первый принцип— гармония человека с природой. В процессе обучения и воспитания
необходимо учитывать природные свойства, природные таланты ребенка, относиться к ним предельно бережно.
Второй принцип– гармония человека с культурой. Культурологический фактор требует приобщения всех детей к знаниям об эстетических канонах, принципах, законах, традициях, формирования представления об этических идеалах народа, на которых строятся различные составляющие национальной культуры.
Третий принцип раскрывается в различных взаимоотношениях человека с другими людьми. Необходимо воспитывать активного, инициативного, самостоятельного гражданина, просвещенного, культурного человека, заботливого семьянина и мастера своей профессии.
Четвертый принцип — самосоздание личности или отношение личности к самой себе.
Особое внимание следует уделять влиянию школы на социализацию личности школьника, его адаптированность к новым экономическим условиям: самоопределению, самовоспитанию, улучшению духовного и нравственного климата, пропаганде здорового образа жизни, сохранению культурных и национальных традиций.
Необходимо прилагать усилия к созданию условий для максимальной реализации возрастных и индивидуальных особенностей, дарований, которые удовлетворяют потребности ребенка, что дает возможность оценить себя, включиться в мир взрослых, проявить независимость, самостоятельность, субъективную позицию как коллективный, так и индивидуальной деятельности, проявлять в реальной жизни доброту, честность, милосердие и другие важные личностные качества.
Воспитательная система школы предполагает следующие функции:
— развивающую, направленную на изменение мотивации учебной деятельности, развитие творческой личности, способностей к самовыражению, самореализации;
— интегрирующую, обеспечивающую расширение и углубление внутришкольных и внешкольных связей;
— защитную способствующую изменению типа взаимоотношений ребенка и взрослого, в основе которых должно быть сочувствие, сопереживание, взаимопонимание;
— корректирующую, направленную на коррекцию поведения и общения ребенка с целью предупреждения негативного влияния на формирование личности;
— компенсирующую, предполагающую создание в школе условий для самовыражения, демонстрации творческих способностей, развитие коммуникабельности, обеспечивающей успешность совместной деятельности детей и взрослых;
— управленческую, ориентированную на оптимизацию функционирования и развития школы, создание условий для профессионального роста педагога, взаимодействие всех участников воспитательной системы.
Главная идея, которой педагогический коллектив руководствуется в организации жизнедеятельности школьников, — это идея творчества.
2.Целевой блок.
Целевая направленность школы — формирование личности , способной к творческому самовыражению, к активной жизненной позиции в самореализации и самоопределении учебной и профессиональной деятельности.
ЗАДАЧИ:
Определение и использование наиболее продуктивных форм и способов интеллектуального развития ребенка, профессионального роста педагога.
Создание условий для проявления и раскрытия творческих способностей всех участников учебно-воспитательного процесса.
Формирование развивающей нравственно и эмоционально благоприятной внутренней и внешней среды для становления личности как ученика, так и учителя.
Создание ученического самоуправления.
Развитие и упрочение детской организации как основы для межвозрастного конструктивного общения, социализации, социальной адаптации, творческого развития каждого ученика.
3.Содержание воспитательной работы.
В качестве системообразующих определены следующие виды деятельности:
— познавательная деятельность расширяющая кругозор, любознательность школьника и формирующая потребность в образовании и интеллектуальном развитии;
— художественная деятельность, развивающая эстетическое мироощущение, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению и тонким эмоциональным отношениям;
— спортивная деятельность, способствующая здоровому образу жизни, красоте физической и высокой гигиене жизни;
— трудовая деятельность в виде самообслуживания, общественно полезного труда, положительное отношение к которому является показателем человеческой сущности, отношения к людям и прежде всего к самому себе;
— ценностно-ориентировочная деятельность, направленная на рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, на осознание личной причастности к миру во всех его проявлениях;
— общественная деятельность, формирующая активную гражданскую позицию подростка и приобщая его к возможности и желанию активного преобразования действительности;
— свободное общение, осуществляемое как досуг школьника, когда его общение освобождено от предметной цели и когда содержанием и целью его деятельности является общение с другим человеком.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
1-й этап – подготовительный ( 2015-2016 учебный год).
Аналитико-диагностическая деятельность.
Поиск и коррекция инновационных технологий, форм, методов и способов
воспитания с учетом личностно значимой модели образования.
Изучение современных технологий новаторов, обобщение их педагогического опыта.
Определение стратегии и тактики деятельности.
2-й этап — практический (2016-2017 гг.)
Апробация и использование в учебно-воспитательном процессе личностно-ориентированных технологий, приемов, методов воспитания школьников, социально-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей.
Осуществление опытно-педагогической деятельности по моделированию и построению воспитательных систем классов.
Моделирование системы ученического самоуправления.
3-й этап- обобщающий ( 2017-2019 гг.)
Обработка и интерпретация данных за 5 лет.
Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами.
Определение перспектив и путей дальнейшего развития школы.
МОДЕЛЬ ШКОЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ.
СОПРОВОЖДЕНИЕ — это система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание социально-психологических условий для полноценного развития и успешного обучения ребенка и подростка в ситуациях школьного взаимодействия.
ЗАДАЧИ:
1.Систематическое отслеживание особенностей психологического развития ребенка на различных этапах обучения.
2.Создание в данной педагогической среде психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.
3. Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим пробелы в психологическом развитии, обучении.
ВАЖНЕЙШИЕ НАПРАВЛЕНИЯ практической деятельности психолога в рамках процесса сопровождения:
— школьная прикладная психодиагностика,
— консультирование и просвещение педагогов , школьников и их родителей,
— социально-диспетчерская деятельность.
Стержнем данной модели является психолого-педагогический консилиум, который позволяет объединить усилия педагогов, психолога и всех других субъектов учебно-воспитательного процесса, заинтересованных в успешном обучении и полноценном развитии детей и подростков.
Основные циклы сопровождения:
— прием в первый класс;
— адаптация в начальном звене школы;
— переход в старшее звено;
-адаптация в старшем звене.
Алгоритм работы в данном цикле:
1.Организация и методическая подготовка к проведению цикла.
2. Проведение первого этапа диагностического обследования. (диагностический минимум);
3.Проведение второго этапа психодиагностического обследования (углубленная диагностика);
4.Подготовка к психолого-педагогическому консилиуму.
5. Проведение консилиума.
6.Реализация консилиума.
7.Планирование и осуществление контроля за эффективностью проводимой работы.
Этапы внедрения модели в школьную в практику.
1-й этап – подготовительный ( 2015-2016 учебный год):
— знакомство с авторской моделью организации психологической службы в школе;
— определение стратегии и тактики дальнейшей деятельности;
— поиск и корректировка методических материалов, необходимых для внедрения в школьную практику идеи психолого-педагогического сопровождения.
2-й этап – практический ( 2016-2017 учебный год):
— введение в школьную практику проведения психолого-педагогических консилиум, отработка навыка ведения консилиума;
-поиск оптимальных способов контроля за реализацией решений консилиума;
— постепенное введение в школьную практику основных циклов сопровождения ( по два цикла в год);
3-й этап – обобщающий (2017-2019):
— обработка и интерпретация данных за 5 лет с целью изучения эффективности проводимой работы;
— определение перспектив и путей дальнейшего развития школы.
МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА ШКОЛЫ.
1.Характеристика социокультурной среды школы.
Деременская основная общеобразовательная школа расположена в начале села, которое находится в 25 км от районного центра. До районного центра сообщение осуществляется автобусом 2 раза в сутки.
В настоящее время в школе обучается 14 учащихся. Обучаются дети, проживающие на территории Вельжичского поселения куда входит село Деремна.
Общий упадок культуры, несущий искажение нравственных норм и падение духовности, заставило педколлектив школы задуматься над тем, как оказать содействие подготовке учащихся к жизни в демократическом правовом государстве, гражданском обществе и ориентировать школьников на главные идейно-нравственные ценности человека.
В целях сохранения здоровья школьников один раз в четверть проводится День здоровья, работает спортивный зал, работают кружки по интересам, в которых занимаются учащиеся 2-9 классов.
В атмосфере общей заинтересованности в школе проходят КТД, гражданские форумы, литературные и музыкальные гостиные, КВНы и спортивные мероприятия.
Учащиеся совершают экскурсии по родному краю. В школе имеется пришкольный участок, территория школьного двора.
Школа целенаправленно приобщает учащихся к культурной деятельности, стимулирует духовный рост учащихся, что является важнейшим результатом формирования активной и сознательной гражданской позиции.
2.Цели:
1. Способствовать организации здоровой социокультурной среды для становления социально активной жизнестойкой личности, способной самостоятельно и ответственно строить собственную жизнь.
2.Ограничить вредное воздействие неблагоприятной среды на учащихся.
3.Задачи:
1. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними.
2. Организация занятости детей во внеурочное время.
3. Совершенствование работы по сотрудничеству с социокультурными организациями и учреждениями поселка.
4. Социальная защита прав несовершеннолетних и их семей.
5. Создание благоприятных условий для полноценной жизни учащихся и семей группы « риска».
6. Развитие известных и поиск новых форм досуговой деятельности.
4. Проблемы:
Снижение общего культурного и социального уровня населения, высокий процент малоимущего неблагополучного ( пьянство, алкоголизм) населения; высокий уровень безработицы, отсутствие нормальных бытовых условий у большинства семей учащихся школы; низкий уровень общей культуры в микросоциуме школы ( семьи); оторванность от культурной жизни города ( удаленность, отсутствие средств).
5. Направления работы:
1.Здоровье .
Реализуется в рамках разработанной в школе программы « Здоровье» и нацелена на:
— развитие потребности заниматься физкультурой и спортом;
— воспитание потребности в здоровом образе жизни;
— развитие навыков гигиены и соблюдении режима работы дня.
2.Интеллект.
— развитие сознательной учебной дисциплины,
— воспитание отношения к учебе как к главному труду,
— воспитание уважения к знаниям ,
— поднятие престижа образованности.
3. Трудовое воспитание.
— воспитание отношения к труду, как к высшей ценности жизни, развитие потребности в творческом труде;
— воспитание социально значимой целеустремленности в трудовых отношениях;
— развитие навыков самообслуживания;
— формирование уважительного отношения к материальным ценностям.
4.Нравственность:
— формировать у учащихся нравственного отношения к окружающим людям;
— формировать у учащихся осознание ценности человеческой жизни;
5.Досуг:
— создание условий для равного проявления учащимися своей индивидуальности во внеурочной деятельности;
— развитие интереса к внеклассной деятельности;
— использование активных форм внеклассной работы основе учета возрастных особенностей учащихся.
6. Гражданско-правовое воспитание:
— формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношение между личностью и государством;
— развитие гражданской социальной ответственности ;
— воспитание патриотизма на материалах краеведения, истории и традициях школы, жизни знаменитых земляков.
7.Семья:
— максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности;
— организация и совместное поведение досуга детей и родителей;
— организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед;
— создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процессе педагогов, детей и родителей.
Этапы реализации:
1-Й ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ( 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД);
— диагностика интересов и занятий учащихся во внеурочное время;
— наблюдения за изменениями в социокультурной жизни села;
— диагностика состояния социальной среды микрорайона и школы;
— поиск и корректировка методических материалов, необходимых для внедрения в школьную практику внеклассной работы;
— определение стратегий и тактики дальнейшей деятельности.
2-й этап – практический ) 2016-2017гг):
— участие во всех мероприятиях села;
— расширение сферы сотрудничества с культурными организациями и учреждениями села;
— расширение сети кружков по интересам в школе;
— постепенное введение в школьную практику новых форм и методов внеклассной работы;
— мониторинг изменений состояния социальной среды микрорайона и школы.
3-й этап – обобщающий ( 2017-2019 учебный год):
— обработка и интерпретация данных за 5 лет с целью изучения эффективности проводимой работы;
— определение перспектив и путей дальнейшего развития школы.
6 Ожидаемые результаты:
— развитие чувства необходимости занятий физической культурой и спортом;
— умение учащихся действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно, проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде;
— умение учащихся уважительно относиться к материальным ценностям , отношение учащихся к труду как к высшей ценности жизни;
— осознанное отношение учащихся к нравственным нормам и правилам жизни, осознание ценности человеческой жизни;
— умение найти свое место в творчестве, массовое участие в культурном досуге;
— воспитание гражданственности и нравственности у учащихся;
— укрепление связи семьи и школы в интересах развития ребенка, организация педагогического просвещения родителей и овладение способами разрешения конфликтов.
ШКОЛЬНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ.
Школьное самоуправление предусматривает вовлечение всех учащихся в управлении школьными делами, создание работоспособных органов коллектива, наделенных постепенно расширяющими правами и обязанностями, формирование у школьников отношений товарищеской взаимозависимости и организаторских качеств; приобщение ученического коллектива и каждого школьника к организации своей жизни и деятельности, к самовоспитании.
Ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия детей и педагогов. Дети нуждаются в помощи взрослого , особенно если у них есть проблемы в межличностных отношениях. Именно п6дагог, обладающий педагогически опытом и психологическими знаниями, может во время предотвратить конфликт в коллективе, направить детскую деятельность в нужное русло, помощь ребенку в решении его проблем, в желании самоутвердиться
Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе.
1. Целевой блок.
Цель:
— формирование высоконравственной творческой, активной личности на основе приобщения к ценностям общечеловеческой национальной культуры и содружества учителей и учеников разных возрастов.
Задачи:
— создание системы самоуправления как воспитывающей среды школы, обеспечивающей социализацию каждого ребенка;
— организация групповой, коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей школьника в общественно-целостные отношения;
— развитие и упрочение детской организации как основы для межвозрастного общения, социальной адаптации, творческого развития каждого ученика.
2.Принципы построения и развития самоуправления:
— выборность всех органов совместного и раздельного самоуправления педагогов , учащихся и родителей;
— педагогическое руководство. Оно обеспечивает развитие детского самоуправления;
— разделение полномочий органов самоуправления школы и их тесное взаимодействие;
— выбор содержания, организационной структуры, форм и методов деятельности на основе специфических условий школы;
— широкая гласность и открытость деятельности органов самоуправления;
— свобода критики и обмена мнениями по любым вопросам школьной жизни, деятельности органов самоуправления;
— систематическая сменяемость членов самоуправления, обновляемость видов деятельности;
— гуманность к каждому отдельному человеку, приоритетность интересов учащихся;
— приоритетность непосредственной демократии над демократией представительной.
3. Структура школьного самоуправления.
Система школьного самоуправления имеет 2 уровня:
— первый ( базисный) уровень – классное, ученическое самоуправление;
— второй – школьное ученическое самоуправление;
Структура первого уровня – ученическое управление на уровне классных коллективов ( 5-9 –е классы). Каждый учащийся входит в тот или иной классное звено. Каждое звено избирает из своего состава председателя и заместителя, а остальные — его члены. Из председателей звеньев образуется совет учащихся класса.
Обязанности членов звеньев:
— председатель отвечает за работу каждого члена;
— заместитель отвечает за выполнение плана в конкретный промежуток времени;
— члены отвечают:
а) за дела внутри класса;
б) за общешкольные дела, в которых принимает участие класс;
-в) за связь класса в внешкольной образовательной и социокультурной средой.
Функции совета класса:
— подготовка и проведение классных собраний;
— анализ деятельности своих членов;
-подготовка информации-отчета и предложений, отражающих потребности детей, в вышестоящие органы.
Высший орган самоуправления – собрание класса, во главе которого находится председатель.
Структура второго уровня – школьное ученическое самоуправление. Это школьные ученические сектора ,состоящие из председателей ученических звеньев. В работе школьным ученическим секторам помогают педагоги, способные оказать помощь.
Функции школьных ученических секторов:
— выработка и принятие решения;
— доведение принятого решения до класса;
— организация выполнения принятого решения;
— создание условий для выполнений решения;
— получение информации о ходе выполнения решения, ее анализ, учет, оценка деятельности, контроль;
— подготовка аналитической информации и предложений по улучшению общешкольной жизни на совет учащихся школы и совет школы. .
Функции совета учащихся школы.
— проведение анализа работы классных органов самоуправления;
— анализ работы самих членов;
— обеспечение социальной защиты учащихся.
Структура третьего звена. Это совет школы, который состоит из председателей ученических классов, педагогов и родителей.
Функции совета школы:
— работ над созданием перспективного плана развития школы;
— содействие в разработке нормативно-правовой базы для организации деятельности ОУ;
— выработка, приятие и реализация решений, касающихся деятельности ОУ.
4.Содержание деятельности органов самоуправления.
Содержание работы органов самоуправления определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий в школе. Такими видами деятельности являются:
-познавательная деятельность – предметные недели, встречи с интересными людьми, интеллектуальные игры, диспуты, конференции, консультации ( взаимопомощь учащихся в учебе);
— трудовая деятельность – забота о порядке и чистоте в школе, благоустройстве школьных помещений, организации дежурства;
— спортивно-оздоровительная деятельность-организация работы спортивных секций, спартакиада, соревнования, дни здоровья;
-досуг- концерты, фестивали, праздники, конкурсы, выставки, встречи;
-информационная деятельность – письменная информация о жизни школы.
Вся деятельность планируется самими учащимися, в ходе реализации плана учащимся оказывается помощь, как на классном, так и на общешкольном уровне.
Заключение.
Организация самоуправления:
— учит ребят умению руководить и подчиняться;
— учит быть требовательными, объективными, самостоятельными;
— способствует воспитанию чувства ответственности и коллективизма;
— вырабатывает правильное отношение к критике;
— создает условия для проявления и развития способностей каждого ученика;
— дает возможность четко и качественно организовать работу в классе, школе.