Программа развития школы

 

 

Перспективный план развития
на 2015-2019 г.г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Деременская основная общеобразовательнав школа»
 

 

Программа развития

МБОУ «Деременская основная общеобразовательная школа»

Настоящая программа определяет основные направления  и принципы функционирования  и развития школы  на период 2015-2019 гг. на основе национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»

 

 ИНФОРМАЦИОННАЯ  СПРАВКА  О  ШКОЛЕ.

1.Качественная характеристика .

МБОУ «Деременская основная общеобразовательная школа»  открыта в 1976г. учредителем является Администрация Мглинского района

Здание школы – типовое здание. В школе имеется 7 учебных кабинетов, спортзал (149 кв.м.), библиотека (10 кв.м.), столовая (30 посадочных мест), кабинет информатики. Техническое состояние школы – хорошее.

В 2015-2016 учебном году в школе обучается 10 учащихся в одну смену. Скомплектовано 3 класса.

Школа работает в режиме пятидневки.

Продолжительность уроков – 45 минут, для учащихся 1 класса – 35 минут первое полугодие, 45 минут второе полугодие

Вторая половина дня – индивидуальные консультации, работа кружков, секций, факультативов, общешкольные творческие дела и дела класса.

2.Характеристика педагогического коллектива.

Всего педагогов в школе –7

а)  по уровню образования:

Категория специалистов Высшееобразование Среднееспециальное
Учителя начальных классов            1
Учителя 2 ступениобучения.            5            1

б) по стажу работы:

4-10 лет  —  0 чел.

11-20лет-   0 чел.

21- и больше — 7 чел.

в) по квалификационным категориям:

— работники с высшей категорией – нет.

— с 1-ой квалификационной категорией  — 2 чел.

— соответствие занимаемой должности — 5 чел,

Школа кадрами обеспечена.

3.Особенности управления школой.

Административное  управление осуществляет директор школы и его заместители.

Основной функцией директора школы является координация усилий всех участников образовательного процесса через педагогический совет и методический совет.

Заместители директора реализуют, прежде всего оперативное управление образовательным процессом и осуществляют мотивационную, информационно – аналитическую, планово – прогностическую, организационно – исполнительную, контрольно – регулировочную и оценочно  — результативную функции.

4.  Социальная среда школы  .

Деревня  Деремна насчитывает около 328 жителей. В связи с трудностью найти работу по месту жительства, большее число жителей трудоспособного возраста выехало на работу в другие места, при этом оставив своих несовершеннолетних детей с бабушками или в других семьях. В результате кризисного социально-экономического положения увеличилось число малообеспеченных семей. Дети из этих семей слабо учатся, в их силах только закончить основную школу, но они выражают желание учиться в  средней школе и получить  среднее (полное) общее образование.. Школа видит решение проблемы во внешней дифференциации учащихся и повышение уровня обученности путем введения факультативных занятий по различным предметам по выбору учащихся.

В настоящее время школа еще имеет влияние на социум села, оставаясь постоянно действующим центром образования, воспитания и обеспечения досуга детей, а также педагогического просвещения. Благодаря этим свойствам школьной организации, большую часть детей удается сориентировать на общественно полезную деятельность.

  5. Субъекты и источники социального заказа школы.

Деятельность школы осуществляется с учетом ориентации на конкретный социально – профессиональный состав родителей учащихся школы.

Большинство родителей  ограничивают свое сотрудничество  со школой контролем за выполнением домашних заданий детей, имеют недостаточное представление о состоянии школьных дел. В социальном заказе ставят на первый план обеспечение подготовки для поступления в вузы и средние специальные учебные заведения, подготовку к жизни  в условиях рынка, развитие способностей, научить общению, сориентировать общечеловеческие ценности.  

6. Документы, лежащие в основе разработки образовательной  программы школы.  

Образовательная программа школы строится на основе:

-важнейших положений Конвенции о правах ребенка;

-Закона РФ « Об образовании»

-Устава школы и локальных актов школы;

-приказов , методических писем Министерства РФ. МУ Мглинский РОО и другие.

Программа не является догмой, она открыта для внесения коррекции по ходу реализации, предусматривает постоянный анализ выполнения разделов программы с учетом новых реальностей образовательного процесса.

   КОНЦЕПЦИЯ  РАЗВИТИЯ  ШКОЛЫ.

1. Наше  видение  миссии  школы.

Мы  хотим построить школу равных возможностей (адаптивную). Адаптивная школа – это школа со смешанным контингентом учащихся, где учатся одаренные и обычные дети , а также дети, нуждающиеся в коррекционно – развивающем обучении. Исходя из этого , структура образовательного  учреждения функционирует в рамках двух ступеней:

1 ступень – начальные классы,

2 ступень – основная школа,

Для достижения новых целей образования школа выбрала стратегическую идею – реализацию личностно – ориентированного образования.

Личностно – ориентированное образование – это такое образование, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самостоятельность, объективность процесса обучения. При этом воспитание личности есть сверхзадача, по отношению к которой обучение знаниям, умениям и навыкам, необходимое для образования, выступает как средство образования. Чтобы правильно организовать личностно- ориентированное образование надо установить те условия и факторы, которые определяют процесс формирования личности. Этими условиями  и факторами являются:

— природные задатки человека  , определяющие возможности развития его личностных способностей и черт характера. Главное – воспитание должно быть направлено на развитие у каждого ребенка силы воли для преодоления соблазнов и слабостей, таящихся в природе человека и в окружающей среде;

особенности семьи и ее отношение к ребенку. Сейчас семейное воспитание переживает тяжелейший кризис: распространение преступности, пьянства, курения, наркомании приводит к тому, что значительное число детей не получают разумного семейного воспитания. Поэтому школа должна возмещать издержки  семейного воспитания. Это одна из важнейших задач школы в современных условиях;

-социальная среда, в которой  живет и развивается человек. Это и среда непосредственного окружения человека ( микросоциум) и более широкая, которая оказывает на него воздействие опосредованно через создание общественного мнения;

воспитательное учреждение, в котором  получает образование человек. От того , какое это учреждение, какие цели оно реализует, какова социальная среда, создаваемая в нем, каково его влияние на обучаемых, решающим образом зависят особенности и характер формируемой личности учащегося.

Решение этой проблемы и  определяет концепцию таково образования- мы выбираем для себя адаптивную модель школы, которая реализует  личностно-ориентированную концепцию образования.

Личностно-ориентированное образование в школе направлено на воспитание каждого ученика внутренне свободной личностью, ищущей свое место в обществе в соответствии со своими задатками, формирующимися ценностными ориентациями, интересами и склонностями с тем, чтобы жить полной, осмысленной и творческой жизнью.

     2. Основополагающие идеи организации жизнедеятельности школы. 

Учащиеся в школе, осуществляющей личностно-ориентированное образование, должны не просто учиться и воспитываться, а жить полной, эмоционально насыщенной жизнью, в которой они могут удовлетворить свои природные, социальные и духовные потребности и подготовить себя к взрослой самостоятельной жизни в качестве нравственного, законопослушного члена общества, нашедшего свое место в жизни, приносящее своей деятельностью счастье себе и добро и пользу всему обществу. Исходя из этого,  школа ставит перед собой следующие цели:

  отработка модели новой перспективной адаптивной школы как наиболее отвечающей меняющимся социальным и педагогическим условиям;

— обеспечение равных условий для реализации конституционного права граждан на образование;

— создание условий для непрерывного образования в соответствии с интересами личности;

— повышение роли образования и воспитания личности;

— обеспечение социальной защищенности участников образовательного процесса.

 

ЗАДАЧИ:

— переход к профильному образованию;

— определение педагогической основы и создание соответствующей базы для последующего формирования детской самодеятельной организации, объединяющей разнообразные зоны развивающей деятельности (кружки, секции, системы самоуправления ) — активизация деятельности психологической службы в определении развития школы;

— совершенствование работы, направленной на демократизацию процесса обучения и взаимодействие субъектов образовательного процесса « ученик – родитель- учитель» ;

— совершенствование воспитания здорового образа жизни и формирование у  учащихся целостного отношения к своему здоровью;

— более глубокое овладение техникой составления учебного плана школы, более оптимальное использование возможностей.

В основу учебно-образовательного процесса коллектив закладывает следующие принципы:

— гуманизации образования, предполагающей индивидуализацию и дифференциацию учебного процесса;

— демократизации управления школой и взаимоотношений учительского и ученического коллективов;

— преемственности в обучении, когда изучаемые понятия получат в дальнейшем свое развитие и обогащение. 

 Перспективы и ожидаемые результаты  

                        школы личностно-ориентированного обучения

Сложившаяся система работы школы позволяет обеспечение дифференциации и гуманизации образовательного процесса при создании системы психолого-педагогического мониторинга, — перейти к реконструкции   учебно-воспитательного процесса и реорганизации системы управления.

1 СТУПЕНЬ – начальная школа: традиционные программы

2 СТУПЕНЬ – основная школа ( 5-9классы): расширение круга образовательных услуг за счет вариативной части и факультативов, групповых занятий с одаренными детьми

              

         Этапы освоения и внедрения     новой концепции развития школы.

1 ЭТАП  (2015-2016 гг.) составление программы школы: образовательных и воспитательных проектов, апробация и внедрение.

2 ЭТАП (2016-2017гг.) – практический – корректирование проектов, организация адаптивного учебно-воспитательного процесса

3 ЭТАП  ( 2017-2019гг.) – результативный – самоконтроль и экспертная оценка результатов обучения, воспитания и развития.

3. Модельное  представление  школы. 

В основу организации образовательного и инновационного процесса нашей школе положен  системно-деятельный  подход, который:

— способствует раскрытию в каждом школьнике творческого потенциала и развитию его потребностей и способностей в преобразовании окружающей действительности и самого себя;

— пробуждает деятельностное начало, пронизывающее все ступени образования и все формы работы с детьми, которое позволяет строить образовательный процесс в форме диалога и творчески как для учителя, так и для ученика.

Образовательный процесс, ориентированный на подготовку личности к жизни в современном мире, характеризующемся нестабильностью, наличием проблем и проблемных ситуаций во всех потенциальных сферах деятельности выпускника школы, потребностью в усвоении быстро меняющихся знаний, должен обеспечить:

а) мобильность выпускника школы, способность к самостоятельному освоению знаний, возможность развития в себе требуемых умений;

б) овладение поисковым, проблемным, продуктивным типами деятельности.

   Особенности и   условия построения личностно ориентированной модели школы:

1.Создание индивидуального облика школы- выявление оригинальности, особенности школы осуществляется на принципах объединения всего коллектива и постепенного включения его в увлеченную работу.

2. Отношения учителей и учащихся строятся на основе взаимного уважения, принятия   друг друга, соучастия, сопереживания, сотрудничества, сотворчества.

3. Позицию учителя в учебном процессе   определяет отказ от авторитаризма, принуждения и принижения личности ученика, поиск педагогических технологий, методов и техники работы учителя природосообразной, личностно-ориентированной, здоровьесберегающей направленности.

4.Дифференциация и индивидуализация обучения достигается путем организации нетрадиционных уроков: проблемных, дискуссионных,    рефлексивных, а также практикумов, экскурсий, коллективной работы на уроке (парной, микрогрупповой и т.д.).

 Перспективная модель работы школы к 2015 году.

Содержание интеллектуально-познавательной деятельности:

— базисные учебные планы;

— спецкурсы в структуре учебного плана ( в перспективе)

— дополнительное образование.

Анализ сложившейся практики показывает, что педагогический коллектив не делит учащихся по классам на основе уровня интеллектуального развития. Мы используем дифференциацию обучения ради школьников, ради развития их склонностей и способностей, а не в ущерб их личностному развитию.

С одной стороны, содержание образование определяется государственными стандартами, с другой, включает многообразие форм, методов и средств организации учебно-воспитательного процесса. При всей дифференцированности подхода в обучении наличествует  группа учащихся , испытывающих трудности в обучении, что требует дальнейшей разработки форм индивидуальной работы, развития медицинской и психологической службы.

ОЖИДАЕМЫЙ  РЕЗУЛЬТАТ. 

     1 модуль:

— создание прочной базы знаний, умений и навыков, необходимых для перехода в основную школу;

— содержание и образование должно содействовать развитию любознательности и заинтересованности, осознанию необходимости изучаемого материала, интеллектуальной удовлетворенности, получаемой от процесса обучения;

— учитель вводит учащихся в сферу учебного предмета, создает атмосферу эмоциональной включенности, интереса к предмету, закладывает основы системных знаний, отрабатывает технику исполнения видов деятельности при решении различных учебных задач ( т.е. научить учиться , обеспечить в будущем успешность его школьной карьеры до самого выпуска);

— развивая личность, учим осознавать себя членами коллектива, успешно решающего задачи обучения и воспитания.

2 модуль.

— учащиеся переходят к изучению  основ наук, к установлению единой системы знаний, получаемых по разным дисциплинам;

— усваивая учебный материал, школьники учатся вскрывать связи и отношения, овладевать умением  формулировать суждении я и умозаключения, проводить аналогии;- расширение  содержания образования через введение новых предметов, активизацию познавательной деятельности с помощью факультативов, кружков, и  т.д.

— умение работать с литературой, отбирать и систематизировать    материал, делать сообщения, доклады на заданную тему, составлять план, тезисы, конспекты и т.т.;

—  умение использовать знания и умения, полученные при изучении одного предмета, при изучении другого;

— сохраняется необходимость дифференцированной помощи учащимся . 

3 модуль

— конкретизация познавательных интересов учащихся;

— групповая и индивидуальная исследовательская деятельность;

— урочная учебная деятельность осуществляется через технологии повышенного уровня: лекции, семинары, зачеты и т.д.

4 модуль.

—  учитель – руководитель, выводящий ученика на более высокий уровень общения и абстрагирования, причинного объяснения явлений, умения аргументировать  и доказывать свои положения, связывать изучаемые явления в систему,

— формирование научного стиля мышления, который, являясь      устойчивым качеством личности, выступает как необходимое условие самообразования, формирование способности к самостоятельному добыванию знаний;

— интеллектуальная и общепсихологическая подготовка к дальнейшему продолжению образования.

5 модель.

— формирование мотивации большей части педагогического коллектива на начало и продолжение инновационной деятельности;

— качественный рост профессиональной активности педагогов: изучение и внедрение ППО, обобщение индивидуального педагогического опыта – создание основ банка ППО школы;

— повышение квалификации через самообразование, КПК, участие в профессиональном объединении учителей;

— внедрение в учебный процесс программ углубленного изучения предметов.

 

Перспективная модель развития школы ( к 2019 г.)     

 

                                                      Базовые учебные предметы
1.Система  развивающегообучения и воспитания.

2.Нравственно-этические

курсы.

3. Творческие мастерские.

4.Предметные кружки.

5.Система физкультурно-

-оздоровительных мероп-

риятий.

1.Групповые занятия.2. Творческие группы.

3.Предметные кружки и

факультативы.

4.Библиотечно-библиог-

рафические уроки.

5.Спортивные секции и

ОФП.

1.Работа по индивидуальным планам.  1.Самообразова-ние.

2.Школа моло-

дого специа-

листа.

3.Мастер-классы

4.Психологичес-

кое сопровожде-

ние УВП.

5.Проблемные

группы.

1.Организация работы на основе здоровьесберегающих технологий в рамках психолого-педагогичсекого сопровождения.2. организация социокультурного пространства ОУ.

 

 МОНИТОРИНГ  ШКОЛЬНОГО  КОМПОНЕНТА.

ЦЕЛЬ: создание информационных условий для формирования целостного представления о состоянии системы   школьного образования,  о качественных и количественных  изменениях в ней, в целях корректировки ее функционирования, прогностики, развития.

ИНСТРУМЕНТАРИЙ  МОНИТОРИНГА: совокупность форм статистической отчетности, информационных стандартов, анкет т т.п.

ЗАДАЧИ.

1. Проведение всестороннего педагогического анализа качества организуемого  педагогами образовательного процесса в школе.

2. Выявление  « поля проблем» школы и организация совместно с учителями  поиска необходимых путей их разрешения.

3. Создание « банка педагогических достижений» учителей школы  и системы обсуждения условий и путей получения высоких педагогических результатов в педагогическом коллективе школы.

ЭТАПЫ.

1. Создание системы управления базами данных методик обследований, наблюдений и результатов, полученных по этим методикам.

2. Создание системы оценок и выдачи рекомендаций по коррекции образовательного процесса.

3. Создание банка психолого-педагогических технологий.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ мониторинга предназначены для применения практических решений по коррекции процесса образования. Они должна стать основой  при отборе содержания образования, форм, методов и средств УВП .

 

Методы сбора информации Материал для

сбора информа-

цииПериодичность измеренияСпособы обработки                                         1.КАЧЕСТВО    ЗНАНИЙ   УЧАЩИХСЯ.1.Посещение уроков В течение годаписьменный анализ2.Наблюдение.Срезы конт.

работ.Тексты контрольных работ.

Один раз в полугодие

Сводная таблица. 3.Тестированиетесты  4.Административные

контрольные работы. Контрольные работы.  5.Итоговые контрольные

работы.

майДиаграммы Графики.6.Четвертные оценкиЧетвертные оценкиПо четвертям                                                2.РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ  ПРОЦЕССА.1.Четвертные оценки По четвертямдиаграммы2.Административные

контрольные работыТексты контрольных

работОдин раз

в полугодиеПисьменный

анализ         3.КОНЕЧНЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ  УЧАЩИХСЯ  ВЫПУСКНЫХ  КЛАССОВ.1.Годовые оценки  Письменный

анализ, диаг-раммы, таб-

лицы2.Выпускные экзаменыЭкзаменационные

оценки, материалы

для экзаменов

июнь     4.СФОРМИРОВАННОСТЬ  ВЕДУЩИХ     УЧЕБНЫХ   УМЕНИЙ   И НАВЫКОВ.1.Техника чтения. Выделе-

ние главного в учебном

материале.

тексты

1 и 3 четверти

анализ2.Составление плановМетодика составле-

ния планов  3.Темп письмаНорма письма                                                         5.ОДАРЕННЫЕ    ДЕТИ.1.Творческие конкурсы В течение годаанализ2.Районные и школьные олимпиадыРаботы учащихсяВ течении годаанализ3.Анкеты

анализ4.Психологическое

тестирование.                         6.ЛИЧНОСТНОЕ  РАЗВИТИЕ  И ПОВЕДЕНИЕ  УЧАЩИХСЯ.1.Посещение уроков В течение годаанализ2.Психологическое обслед. Один раз в год 3.Тестирование, анкетирование.

анкетыОдин раз в полугодие 4.Беседы с родителями. В течение года 5.Наблюдение.                                              7.ВОСПИТАННОСТЬ  УЧАЩИХСЯ.1.Наблюдение.

Посещение семей. В течение годаАнализ,

диаграммы,

карты воспитаннос

— ти уч-ся.2.Социологические опросы. Один раз в

полугодие3.Анкетирование.анкеты        8. ОБУЧАЕМОСТЬ ОБУЧЕННОСТЬ  УЧАЩИХСЯ 5-х КЛАССОВ.

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ.1.Срезы знаний.

Наблюдения.Тексты контрольных

работСентябрь

Январь

март

анализ                     9.КОМФОРТНОСТЬ  УЧАЩИХСЯ  В УСЛОВИЯХ  ШКОЛЫ.1.Наблюдение.

анализ2.Психологические обследо-

ваниятестыОдин раз в год.3.Социологические опросы Один раз в год4.АнкетированиеанкетыОдин раз в

полугодие5.Посещение семьи. В течение года 6.Беседы с родителями. В течение года                                      10.СОХРАНЕНИЕ  ЗДОРОВЬЯ  УЧАЩИХСЯ.1.Наблюдения.Режим дняВ течение годаКарты здоровья учащихся2.Медицинское обследованиеМедицинское заключениеОдин раз в год        11.КАДРЫ.    ИХ  СОХРАНЕНИЕ.  ПОВЫШЕНИЕ  КВАЛИФИКАЦИИ.1.Социологические исследованияанкеты  2.Наблюдение.Анализ,

результаты по изучению проблем обученности. анализ     12.ОТНОШЕНИЕ  РОДИТЕЛЕЙ  К  ШКОЛЕ.ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

РОДИТЛЕЙ       И ШКОЛЫ.1.Социологические опросы. Один раз в годанализ2.Анкетирование.  3.Наблюдение.         13.УРОВЕНЬ  ПОДГОТОВКИ  УЧАЩИХСЯ  К  САМООБРАЗОВАНИЮ.1.Контрольные работы.результатыВ течение  года

 

 

анализ2.Практические конференции.Доклады,

сообщения. 3. Предметные олимпиады Один раз в год4.Анкетирование

 

УКРЕПЛЕНИЕ  И  СОХРАНЕНИЕ  ЗДОРОВЬЯ  ДЕТЕЙ.

ЦЕЛИ:

Создание условий, направленных на укрепление здоровья и привитие навыков  здорового образа жизни.

Формирование осознанного отношения к своему здоровью         и физической культуре.

Достижение допустимого уровня здоровья   и здорового   образа жизни.

ЗАДАЧИ:

Улучшение медицинского обслуживания детей и работников школы.

Пропаганда здорового образа жизни.

Формирование стойкого убеждения в личной ответственности за  состояние здоровья.

Обучение приемам  поведения    в разных жизненных ситуациях на основе принципов личной безопасности, экологической и общей культуры.

ПРОБЛЕМЫ:

— ухудшение социального положения семей;

— необеспеченность детей полноценным питанием;

— достаточно высокий процент   неблагополучных семей, мало занимающихся     проблема воспитания  и развитий своих детей.

 

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

 

Основные

направленияМероприятия, рассчитанные на

перспективу.Условия.1.Диагностика и

мониторинг

здоровья учащихся.- Ежегодные медосмотры, выявление отклонений, составление карточек здоровья учащихся, начиная с 1-го класса;

—   анализ состояния здоровья, выявление тенденций.Взаимодействие с медицинским учреждением, ДЮСШ, учреждениями культуры;

2.Коррекция   здоровья при осуществлении образовательного процесса  и в летний период- охват горячим питанием всех учащихся- использование бюджетных средств3.Поддержка санитарно-гигиенического режима, профилактика травматизмаПостоянный контроль   за выполнением санитарных норм и предписаний органов надзора, своевременный ремонт здания и оборудования, регулярная корректировка   инструкций по ТБ, инструктирования; составление расписания уроков, предусматривающее чередование уроков с высоким баллом по шкале трудности  с предметами, которые позволяют частичную релаксацию учащихся. 4.Усиление двигательного режимаПроведение физкультминутки, охват всех нуждающихся         детей занятиями ОФП        и корректирующей гимнастики, кружками и секциями 5.Психологическое             сопровождение учебного процесса.Проведение        психологом         тренингов    для учителей         и психологическое сопровождение учащихся « группы риска», методические рекомендации с этими детьми.

 

ОЖИДАЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ:

Создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности.

У учащихся должны быть выработаны формы поведения, помогающие избежать               опасностей для жизни и здоровья.

Снижение заболеваемости среди учащихся и педагогов.

        КОНЦЕПЦИЯ     ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ  РАБОТЫ.

Воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности ( Х.И. Лийметс).

В настоящее время в области воспитания существует много  проблем. Основные проблемы связаны с экономическим и политическим реформированием общетсва, Отмечаются резкая дифференциация доходов, массовое обнищание семей. Происходит дезорганизация  жизни семей, разрушаются    сложившиеся     традиции семейного уклада: сказывается высокая занятость родителей или , напротив, их безработица. Эта ситуация порождает как внутренние конфликты   и проблемы у детей, так и делают очевидными проблемы взаимодействия   с внешним    миром, с социумом, с другими людьми.

В то же время резко увеличилось количество детей, «выброшенных  из общества», детей, хоть и благополучных внешне, но предоставленных самим себе.

Школа должна стремиться выпускать из своих стен человека, который соответствовал бы параметрам    модели личности. Модель личности   рассматривается не только как идеальная цель воспитания:

                     1.Основные принципы и функции воспитательного процесса.

Содержание воспитания и его  организационные формы разрабатываются  на основе принципов, позволяющих воспитать социально активную, образованную, нравственно и физически здоровую личность.

Первый принцип— гармония человека с природой. В процессе обучения и воспитания

необходимо учитывать природные свойства, природные таланты ребенка, относиться к ним предельно бережно.

Второй принцип– гармония человека с культурой. Культурологический фактор  требует  приобщения всех детей  к знаниям об эстетических канонах, принципах, законах, традициях, формирования представления     об этических идеалах народа, на которых строятся различные составляющие       национальной культуры.

Третий принцип раскрывается в различных взаимоотношениях человека    с другими людьми. Необходимо воспитывать активного, инициативного, самостоятельного гражданина, просвещенного, культурного человека, заботливого семьянина    и мастера своей  профессии.

Четвертый принцип — самосоздание личности или отношение личности к самой себе.

Особое внимание следует уделять влиянию школы на социализацию личности школьника, его адаптированность к новым экономическим условиям:  самоопределению, самовоспитанию, улучшению духовного и нравственного климата, пропаганде здорового образа жизни, сохранению культурных и национальных традиций.

Необходимо прилагать усилия к созданию условий для максимальной реализации возрастных и индивидуальных особенностей, дарований,    которые удовлетворяют потребности ребенка, что дает возможность оценить себя, включиться в мир взрослых, проявить независимость, самостоятельность, субъективную позицию       как коллективный, так и индивидуальной деятельности, проявлять в реальной жизни доброту, честность, милосердие и другие важные личностные качества.

         Воспитательная   система школы предполагает следующие функции:

— развивающую, направленную на изменение мотивации учебной деятельности, развитие творческой личности, способностей к самовыражению, самореализации;

— интегрирующую, обеспечивающую расширение  и углубление внутришкольных     и внешкольных связей;

— защитную способствующую  изменению типа взаимоотношений   ребенка и взрослого, в основе которых должно быть сочувствие, сопереживание, взаимопонимание;

— корректирующую, направленную на коррекцию поведения и общения ребенка  с целью предупреждения         негативного влияния  на формирование личности;

—  компенсирующую,       предполагающую создание в школе условий  для самовыражения, демонстрации творческих способностей,   развитие коммуникабельности, обеспечивающей успешность   совместной деятельности детей и взрослых;

— управленческую, ориентированную на оптимизацию функционирования   и развития школы, создание условий для профессионального роста педагога, взаимодействие всех участников   воспитательной системы.

 

         Главная идея, которой педагогический коллектив руководствуется в организации жизнедеятельности школьников, — это идея творчества.

 2.Целевой блок.

Целевая направленность школы —   формирование  личности , способной к творческому самовыражению, к активной жизненной позиции в самореализации и самоопределении учебной    и профессиональной деятельности.

ЗАДАЧИ:

Определение и использование наиболее продуктивных форм и способов    интеллектуального развития ребенка, профессионального роста педагога.

Создание условий для  проявления    и раскрытия  творческих способностей всех участников учебно-воспитательного процесса.

Формирование             развивающей нравственно и эмоционально благоприятной  внутренней  и внешней среды для становления личности как ученика, так и учителя.

Создание ученического самоуправления.

Развитие и упрочение детской организации как основы для межвозрастного конструктивного общения, социализации, социальной адаптации,    творческого развития каждого  ученика.  

 

 3.Содержание воспитательной работы.

В качестве системообразующих  определены следующие виды деятельности:

познавательная деятельность расширяющая кругозор, любознательность школьника и формирующая потребность в образовании и интеллектуальном развитии;

художественная деятельность, развивающая эстетическое мироощущение, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению и тонким эмоциональным  отношениям;

спортивная деятельность, способствующая здоровому образу жизни, красоте физической     и высокой  гигиене жизни;

—  трудовая деятельность в виде самообслуживания, общественно полезного труда, положительное отношение к которому является показателем человеческой сущности,       отношения к людям  и прежде всего к самому себе;

ценностно-ориентировочная деятельность, направленная на рациональное  осмысление общечеловеческих и социальных  ценностей мира, на осознание личной причастности к миру во всех его проявлениях;

общественная деятельность, формирующая активную гражданскую позицию подростка и приобщая его к возможности  и желанию активного преобразования действительности;

свободное   общение, осуществляемое как досуг школьника, когда его общение освобождено от предметной цели и когда  содержанием  и целью его деятельности  является общение с другим человеком.

 

      

 ЭТАПЫ  РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ

1-й этап – подготовительный  ( 2015-2016 учебный год).

Аналитико-диагностическая деятельность.

Поиск и коррекция  инновационных  технологий, форм, методов и способов

воспитания с учетом     личностно значимой модели образования.

Изучение современных технологий новаторов, обобщение   их  педагогического опыта.

Определение стратегии и тактики деятельности.

2-й этап    — практический   (2016-2017 гг.)

Апробация и использование в учебно-воспитательном процессе личностно-ориентированных технологий, приемов, методов воспитания  школьников, социально-педагогической поддержки  личности ребенка в процессе развития и раскрытия его   индивидуальных  особенностей.

Осуществление опытно-педагогической деятельности по моделированию и построению воспитательных систем классов.

Моделирование системы ученического самоуправления. 

3-й  этап- обобщающий ( 2017-2019 гг.)

Обработка и интерпретация данных за 5 лет.

Соотношение результатов реализации программы с поставленными  целью и задачами.

Определение перспектив и путей дальнейшего развития школы.  

 МОДЕЛЬ  ШКОЛЬНОЙ  ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ  СОПРОВОЖДЕНИЕ.

СОПРОВОЖДЕНИЕ это система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание социально-психологических условий для полноценного развития и успешного обучения ребенка и подростка в ситуациях школьного взаимодействия.

ЗАДАЧИ:

1.Систематическое отслеживание особенностей психологического развития ребенка на различных этапах обучения.

2.Создание в данной педагогической среде психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.

3. Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим пробелы в психологическом развитии, обучении. 

ВАЖНЕЙШИЕ  НАПРАВЛЕНИЯ  практической деятельности психолога в рамках процесса сопровождения:

— школьная прикладная психодиагностика,

— консультирование и просвещение педагогов , школьников и их родителей,

— социально-диспетчерская деятельность.

Стержнем данной модели является  психолого-педагогический консилиум, который позволяет объединить усилия педагогов, психолога  и всех других субъектов учебно-воспитательного процесса, заинтересованных в успешном обучении и полноценном развитии детей и подростков.

Основные циклы сопровождения:

— прием в первый класс;

— адаптация в начальном звене школы;

— переход в старшее звено;

-адаптация в старшем звене.

Алгоритм работы в данном цикле:

1.Организация и методическая подготовка к проведению цикла.

2. Проведение первого этапа диагностического обследования. (диагностический минимум);

3.Проведение второго этапа психодиагностического обследования (углубленная диагностика);

4.Подготовка к психолого-педагогическому консилиуму.

5. Проведение консилиума.

6.Реализация консилиума.

7.Планирование и осуществление контроля за эффективностью проводимой работы.

Этапы внедрения модели в школьную в  практику.

1-й этап – подготовительный (  2015-2016 учебный год):

знакомство с авторской моделью организации психологической службы в школе;

определение стратегии и тактики дальнейшей деятельности;

поиск       и корректировка методических материалов, необходимых для внедрения в школьную практику идеи психолого-педагогического сопровождения.

2-й этап – практический ( 2016-2017  учебный год):

—          введение в школьную практику проведения психолого-педагогических консилиум, отработка  навыка ведения консилиума;

-поиск оптимальных способов контроля за реализацией решений консилиума;

— постепенное введение в школьную практику основных циклов сопровождения ( по два цикла в год);

3-й этап – обобщающий (2017-2019):

— обработка и интерпретация данных за 5 лет с целью изучения эффективности проводимой работы;

— определение перспектив и путей дальнейшего развития школы.

МОДЕЛЬ  ОРГАНИЗАЦИИ  СОЦИОКУЛЬТУРНОГО  ПРОСТРАНСТВА    ШКОЛЫ.

1.Характеристика  социокультурной среды школы.

 

Деременская основная общеобразовательная школа расположена в начале села, которое находится в 25 км от районного центра. До районного центра сообщение осуществляется автобусом 2 раза в сутки.

В настоящее время в школе обучается 14 учащихся. Обучаются дети, проживающие на территории Вельжичского поселения куда входит село Деремна.

Общий упадок культуры, несущий искажение нравственных норм и падение духовности, заставило педколлектив школы задуматься над тем, как оказать содействие подготовке учащихся к жизни в демократическом правовом государстве, гражданском обществе и ориентировать школьников на главные идейно-нравственные ценности человека.

В целях сохранения здоровья школьников один раз в четверть проводится День здоровья, работает спортивный зал, работают кружки по интересам, в которых занимаются учащиеся 2-9 классов.

В атмосфере общей заинтересованности в школе проходят КТД, гражданские форумы, литературные и музыкальные гостиные, КВНы и спортивные мероприятия.

Учащиеся совершают экскурсии по родному краю. В школе имеется пришкольный участок, территория школьного двора.

Школа целенаправленно приобщает учащихся к культурной деятельности, стимулирует духовный рост учащихся, что является важнейшим результатом формирования активной и сознательной гражданской позиции.

2.Цели:

1. Способствовать организации здоровой социокультурной среды для становления социально активной  жизнестойкой личности, способной самостоятельно и ответственно строить собственную жизнь.

2.Ограничить вредное воздействие неблагоприятной среды на учащихся.

3.Задачи:

1. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними.

2. Организация занятости детей во внеурочное время.

3. Совершенствование работы по сотрудничеству с социокультурными организациями и учреждениями поселка.

4. Социальная защита прав несовершеннолетних и их семей.

5. Создание благоприятных условий для полноценной жизни учащихся и семей группы « риска».

6. Развитие известных и поиск новых форм досуговой деятельности. 

4. Проблемы:

Снижение общего культурного и социального уровня населения, высокий процент малоимущего неблагополучного ( пьянство, алкоголизм) населения; высокий уровень безработицы, отсутствие нормальных бытовых условий у большинства  семей учащихся школы; низкий уровень общей культуры в микросоциуме школы ( семьи); оторванность от культурной жизни города ( удаленность, отсутствие средств).

5. Направления работы:

1.Здоровье .

Реализуется в рамках разработанной в школе программы « Здоровье» и нацелена на:

— развитие потребности заниматься физкультурой и спортом;

— воспитание потребности в  здоровом образе жизни;

— развитие навыков гигиены и соблюдении режима работы дня.

2.Интеллект.

— развитие сознательной учебной дисциплины,

—  воспитание отношения к учебе как к главному труду,

—  воспитание уважения к знаниям ,

— поднятие престижа образованности.

3. Трудовое воспитание.

— воспитание отношения к труду, как к высшей ценности жизни, развитие потребности в творческом труде;

— воспитание социально значимой целеустремленности в трудовых отношениях;

— развитие навыков самообслуживания;

— формирование уважительного отношения к материальным ценностям.

4.Нравственность:

— формировать у учащихся нравственного отношения к окружающим людям;

— формировать у учащихся осознание ценности человеческой жизни;

5.Досуг:

— создание условий для равного проявления учащимися своей индивидуальности во внеурочной деятельности;

— развитие интереса к внеклассной деятельности;

— использование активных форм внеклассной работы  основе учета возрастных особенностей учащихся.

6. Гражданско-правовое воспитание:

—  формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения  человека в обществе и отношение между личностью и государством;

— развитие гражданской социальной ответственности ;

— воспитание патриотизма на материалах краеведения, истории и традициях школы, жизни знаменитых земляков.

7.Семья:

— максимальное сближение интересов  родителей и педагогов по формированию развитой личности;

— организация  и совместное поведение досуга детей и родителей;

— организация психолого-педагогического просвещения родителей  через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед;

— создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процессе педагогов, детей и родителей.

 

Этапы реализации:

1-Й ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ( 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД);

— диагностика интересов и занятий  учащихся во внеурочное время;

— наблюдения за изменениями в  социокультурной жизни села;

—  диагностика состояния социальной среды микрорайона и школы;

— поиск и корректировка методических материалов, необходимых для внедрения в школьную практику внеклассной работы;

— определение стратегий и тактики дальнейшей деятельности.

2-й этап – практический ) 2016-2017гг):

— участие во всех мероприятиях села;

— расширение сферы сотрудничества с культурными организациями и учреждениями села;

— расширение сети кружков по интересам в школе;

— постепенное введение в школьную практику новых форм и методов внеклассной  работы;

— мониторинг изменений состояния  социальной среды микрорайона и школы.

3-й этап – обобщающий ( 2017-2019 учебный год):

— обработка и интерпретация данных за 5 лет с целью изучения эффективности проводимой работы;

— определение перспектив и путей дальнейшего развития школы.

6 Ожидаемые результаты:

—  развитие чувства необходимости занятий физической культурой и спортом;

— умение учащихся действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно, проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде;

—   умение учащихся уважительно относиться к материальным ценностям , отношение учащихся к труду как к высшей ценности жизни;

— осознанное отношение учащихся к нравственным нормам и правилам жизни, осознание ценности человеческой жизни;

— умение найти свое место в творчестве, массовое участие в культурном досуге;

— воспитание гражданственности и нравственности у учащихся;

— укрепление связи семьи и школы в интересах развития ребенка, организация педагогического просвещения родителей и овладение способами разрешения конфликтов.

ШКОЛЬНОЕ  САМОУПРАВЛЕНИЕ.

Школьное самоуправление предусматривает вовлечение всех учащихся в управлении школьными делами, создание работоспособных органов коллектива, наделенных постепенно расширяющими правами и обязанностями, формирование у школьников отношений товарищеской взаимозависимости и организаторских качеств; приобщение ученического коллектива и каждого школьника к организации своей жизни и деятельности, к самовоспитании.

Ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия детей и педагогов. Дети нуждаются в помощи взрослого , особенно если у них есть проблемы в межличностных отношениях. Именно п6дагог, обладающий педагогически опытом и психологическими знаниями, может во время предотвратить конфликт в коллективе, направить детскую деятельность в нужное русло, помощь ребенку в решении его проблем,  в желании самоутвердиться

Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе.

 

1. Целевой блок.

Цель:

— формирование высоконравственной творческой, активной личности на основе приобщения к ценностям общечеловеческой национальной культуры и содружества учителей и учеников разных возрастов.

Задачи:

— создание системы самоуправления как воспитывающей среды школы, обеспечивающей социализацию каждого ребенка;

— организация групповой, коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей школьника в общественно-целостные отношения;

— развитие  и упрочение детской организации как основы для межвозрастного общения, социальной адаптации, творческого развития каждого ученика.

2.Принципы построения  и  развития самоуправления:

— выборность всех органов совместного и раздельного самоуправления педагогов , учащихся и родителей;

— педагогическое руководство. Оно обеспечивает развитие детского самоуправления;

— разделение полномочий органов самоуправления школы и их тесное взаимодействие;

—  выбор содержания, организационной структуры, форм и методов деятельности на основе специфических условий школы;

— широкая гласность и открытость деятельности органов самоуправления;

— свобода критики и обмена мнениями по любым вопросам школьной жизни, деятельности органов самоуправления;

— систематическая сменяемость членов самоуправления, обновляемость видов деятельности;

— гуманность к каждому отдельному человеку, приоритетность интересов учащихся;

— приоритетность непосредственной демократии над  демократией представительной.

3. Структура школьного самоуправления. 

Система школьного самоуправления имеет 2 уровня:

— первый ( базисный)  уровень – классное, ученическое самоуправление;

— второй – школьное ученическое самоуправление;

Структура первого уровня – ученическое управление на уровне классных коллективов ( 5-9 –е классы). Каждый учащийся входит в тот или иной классное звено. Каждое звено избирает из своего состава   председателя и заместителя, а остальные  — его члены. Из председателей звеньев образуется совет  учащихся класса.

Обязанности членов звеньев:

— председатель отвечает за работу каждого члена;

— заместитель отвечает за выполнение плана в конкретный промежуток времени;

— члены отвечают:

а) за дела внутри класса;

б) за общешкольные дела, в которых принимает участие класс;

-в) за связь класса в внешкольной образовательной и социокультурной средой.

 

Функции совета класса:

— подготовка и проведение классных собраний;

— анализ деятельности своих членов;

-подготовка информации-отчета и предложений, отражающих потребности детей, в вышестоящие органы.

Высший орган самоуправления – собрание класса, во главе которого находится  председатель.

Структура второго уровня – школьное ученическое самоуправление. Это школьные ученические  сектора ,состоящие из председателей   ученических звеньев. В работе школьным ученическим секторам помогают педагоги, способные оказать помощь.

Функции школьных ученических  секторов:

— выработка и принятие решения;

— доведение принятого решения до класса;

— организация выполнения принятого решения;

— создание условий для выполнений решения;

— получение информации о ходе выполнения решения, ее анализ, учет, оценка деятельности, контроль;

— подготовка аналитической информации и предложений по улучшению общешкольной жизни на совет учащихся школы и совет школы. .

Функции совета учащихся школы.

— проведение анализа работы классных органов самоуправления;

— анализ работы самих членов;

— обеспечение социальной защиты учащихся.

 Структура третьего звена.  Это совет школы, который состоит из председателей ученических классов, педагогов и родителей.

Функции совета школы:

— работ над созданием перспективного плана развития школы;

— содействие в разработке нормативно-правовой базы для организации деятельности ОУ;

— выработка, приятие  и реализация решений, касающихся деятельности ОУ.

 

 

 

4.Содержание деятельности органов самоуправления.

            Содержание работы органов самоуправления определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий в школе. Такими видами деятельности являются:

-познавательная деятельность – предметные недели, встречи с интересными людьми, интеллектуальные игры, диспуты, конференции, консультации ( взаимопомощь учащихся в учебе);

— трудовая деятельность – забота о порядке и чистоте в школе, благоустройстве школьных помещений, организации дежурства;

— спортивно-оздоровительная деятельность-организация работы спортивных секций, спартакиада, соревнования, дни здоровья;

-досуг- концерты, фестивали, праздники, конкурсы, выставки, встречи;

-информационная деятельность – письменная информация о жизни  школы.

Вся деятельность планируется самими учащимися, в ходе реализации плана учащимся оказывается помощь, как на классном, так и на общешкольном уровне.

 

 

 

 

Заключение.

 

Организация самоуправления:

— учит ребят умению руководить и подчиняться;

— учит  быть требовательными, объективными, самостоятельными;

— способствует воспитанию чувства ответственности и коллективизма;

— вырабатывает правильное отношение к критике;

— создает условия для проявления и развития способностей каждого ученика;

— дает возможность четко и качественно организовать работу в классе, школе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *